Что сказал бы Степан Тимошенко о подготовке инженеров в России?

Инженерное образование и индустрия не связаны меж собой

Большим спросом у абитуриентов -2015 воспользовались инженерные факультеты русских вузов. Может быть, через некое время будет удовлетворен спрос на инженеров, в каких остро нуждаются современные наукоемкие производственные компании. Что должен знать и уметь инженер XXI века? Как смотрится новенькая модель инженерного образования? МГТУ им. Н.Э. Баумана предложил обсудить данную тему за круглым столом. В общении участвовали представители больших вузов, производственники, кадровики.

Встречу открыл проректор по учебной работе МГТУ Борис Падалкин. Он сказал о том, как поменялись программки образования, о мотивированном наборе студентов для компаний разных отраслей, также о трактовках и взорах на современные инженерные компетенции. «Одна из основных задач инженерных вузов – чтоб выпускники начинали работать на производстве, не требуя дополнительной «доводки». Для этого нужна связь с созданием. Мы заключили 700 договоров с предприятиями, которые принимают наших студентов на практику. Другими словами, студенты получают образование через науку, НИОКР», - отметил Падалкин.

Начальник Управления межвузовского взаимодействия по методологии образования МАИ Алексей Сидоров направил внимание на несколько заморочек. «Студентам необходимо знать базы личного взаимодействия. В коллективах огромнейших компаний, куда многие придут, дела меж людьми имеют большущее значение, - выделил г-н Сидоров. – Также принципиально как можно быстрее перевести образовательный процесс на язык профстандартов. Предлагаю также критически поглядеть на мотивированной набор студентов и сотворения базисных кафедр – и то и это имеет больше минусов, ежели плюсов».

Может ли академический институт иметь в собственном составе инженерный факультет? По словам Веры Галишниковой, заведующая кафедрой строй конструкций и сооружений РУДН, этот вопрос дискуссируется в почти всех странах, где в университетах вместе с гуманитарными есть инженерный факультет. Это принципный вопрос для того, чтоб сформировывать требования к образованию. «Инженерные программки должны строиться на генерации новых научных познаний. Соответственно, педагог университета не может быть просто передатчиком познаний – он должен их генерировать, ввязывать студентов в свою работу, - выделила Галишникова. – На нашем факультете удачно работают две авторские программки магистратур. Одна из их – инженерно-физические технологии в наноиндустрии. 2-ая программка касается строительства – «Архитектура, геометрия и расчет большепролетных пространственных структур». Она базирована на работе всемирно известного доктора, который занимается геометрией аналитических поверхностей»

Виталий Перов, заведующий кафедрой технико-экономических систем РЭУ им. Плеханова, занес предложения по улучшению новейшей модели инженерного образования. «Студенты на инженерных факультетах должны обучаться 5 лет и безвозмездно. Имеющиеся эталоны подразумевают много свободного, внеаудиторного времени: мы считаем, что студенты должны как можно больше времени проводить в лабораториях и на практике».

Потом из Рейкьявика к разговору подключился президент Icelandic New Energy Ltd, генеральный директор Инноваторского центра Исландии Торстейнн Инги Сигфуссон. Он сказал о проекте с учеными и студентами из Томского политехнического института по разработке топливных технологий, об открытом им в Исландии Клубе любителей возобновляемых источников энергии, в работе которого учавствуют студенты из Томска. Г-н Сигфуссон высоко оценил фундаментальную подготовку русских студентов. Он пожелал нам не вести торговлю газом и нефтью, а находить и разрабатывать новые энерго решения.

«Современные инженеры должны знать экономику, обладать базисными основами юриспруденции, свободно обладать информационными технологиями. Этого ожидают от их работодатели, - заявил Владимир Пальмов, управляющий ФЦ мониторинга подготовки кадров для ОПК. - Для бакалавров есть смысл создать последующую систему проф развития, т.к. пока им тяжело ориентироваться на современном предприятии». Г-н Пальмов также пожаловался, что школьники практически не имеют представления о мотивированном наборе в самые престижные технические университеты и связанных с ним перспективах.

Накал дискуссии, как это нередко бывает, случился в конце. Слово дали Дмитрию Сапрыкину, генеральный директору зеленоградского НИИ ЭСТО и руководителю центра исследовательских работ научно-образовательной политики «Взаимодействие инженерных вузов и наукоемкой индустрии». Познание предмета разговора позволило ему заявить, что в жизни все не так благостно, как в обсуждении коллег. «Нет контакта компаний и вузов, любой из их живет собственной жизнью, - произнес г-н Сапрыкин. - Вспомним реформатора инженерной механики в США, нашего соотечественника Степана Тимошенко. В Америке организовали медаль его имени, там до сего времени возникают статьи на тему, что бы произнес мистер Тимошенко об американской подготовке инженеров. А когда-то он с гордостью писал, что «более принципиальным достижением в Рф является подготовка инженеров нового типа - инженеров-исследователей». Сейчас таких нет.

Взаимодействие науки и инженерного университета, естественно, очень принципиально, но если не будет связи с практикой, то не будет и результата. Тот же Тимошенко полдня преподавал, а позже еще полдня консультировал на предприятиях, участвовал в строительстве и пусках первых линкоров. Современные доктора не имеют опыта работы на производстве, потому их представление о задачках предприятиявесьма ориентировочное. Наша родина - одна из немногих государств, где отношения индустрии и науки не прописаны в законодательстве. Два формализованных, прописанных в законодательстве механизма - мотивированной набор студентов и базисные кафедры - не работают либо работают слабо».

Дмитрий Сапрыкиндобавил, что 1-ая профессионализация студентов, обычно, происходит на малом наукоемком предприятии. «У нас на заводе отрабатывал практику учащийся английского Imperial College. Юноша по-настоящему вкалывал три месяца, так как ему необходимо было отработать на 3-х заводах 3-х различных государств. Так было и в королевской Рф: будущий инженер был должен практиковаться на корабле, на заводе и в порту. Необходимо ворачиваться к этой системе, так как ситуация томная: ни один университет не может обеспечить потребность сверхтехнологичных компаний в спецах».

На вопрос модера, может ли он, как управляющий предприятия, инвестировать в обучение студентов, Дмитрий Сапрыкин увидел, что они работают с МГТУ по НИОКРам, и что предприятия заносят в образование не меньше, чем университеты, предоставляя студентам свое оборудование и растрачивая на их время. «Это непростой вопрос, он тоже не отрегулирован. С одной стороны, некие университеты относятся к заводам как к дойным коровам, с другой - не все предприятия готовы принимать студентов, преследуя только коммерческие цели. Процесс должен быть обоюдным».

Борис Падалкинв ответ на аналогию с дойными коровами парировал, что фабрики, принимая студентов на практику, обязывают студентов после окончания университета отработать тут определенное время. «Завод должен заинтриговать выпускника увлекательной работой и критериями, - заявил г-н Падалкин. – Тут все находится в зависимости от горизонта планирования. Если это два года, то предприятию нерентабельно растрачивать на недавнешнего выпускника средства. А если 10 лет, то инвестиции окупятся. Правда, для этого нужны меры господдержки и уплотненная совместная работа».

Виталий Перов из РЭА жарко поддержал сотруднику «Неплохо бы иметь на предприятиях опытнейшее создание для практикантов. Это поможет выявить многообещающих студентов, которые останутся работать, и не повлечет дополнительных инвестиций в учебный процесс». Г-н Сапрыкин согласился с резонами представителей почетаемых вузов, но отметил, что на сегодня такового рода сотрудничество не оформлено законодательно, что мешает ему развиваться.

Трос стальной в оболочке PVC 2/3 мм 5 м, цвет цинк

Металлической трос в оболочке PVC 2/3мм, 5 м, способен выдерживать огромные рабочие нагрузки. Наличие специальной оболочки накрепко защищает его от возникновения коррозии и резвого износа. Таковой трос обширно применяется для установки антенн, дорожных символов, такелажных работ, пломбирования прицепов и т.д. ПВХ-материал, из которого сделана оболочка, отличается долгим сроком службы и стойкостью к истиранию. Достоинства: - Высочайший уровень прочности; - Внедрение высококачественных материалов: ПВХ и стали; - Не подвержен коррозии, потому может употребляться на улице; - Универсален в применении; в магазине вы сможете приобрести металлической трос с оболочкой высочайшего свойства по низкой стоимости и от наилучших поставщиков.