Композиты: куда идет прогресс?

Применение композитных материалов в строительстве увеличивает долговечность в пару раз

В Москве в рамках выставки «Композит Экспо 2019» прошла интернациональная научно-практическая конференция «Современное состояние, направления и перспективы развития отрасли производства композитных материалов в Рф и ЕАЭС». Ее организовал Альянс производителей композитов (Союзкомпозит) при поддержке Минпромторга и ТПП РФ.

Если не нужен дома…

Открывая конференцию, Сергей Ветохин, исполнительный директор Союзкомпозита, кратко охарактеризовал развитие отрасли композитов, начавшееся в СССР, как и в мире, в 60-е годы прошедшего века. Ветвь удачно развивалась, в конце прошедшего века был провал, длившийся до начала 2010-х годов. Очевидный подъем начался с 2013 года, рост в 1-ый период достигал 20% и поболее, в то время как в мире он составляет размеренно 4–5%. Свою роль сыграла муниципальная программка развития композитной отрасли, также то, что проф общество интенсивно занялось обновлением и разработкой нормативной документации.

В последние два года темпы роста замедлились. Главной предпосылкой докладчик именовал понижение спроса со стороны главных потребителей, в том числе строительной отрасли. Но, по его воззрению, принятие нацпроектов, сначала касающихся строительной отрасли и ЖКХ, должно сыграть положительную роль. Строительство – одна из самых многообещающих отраслей для роста употребления композитных материалов.

Да и просто выжидать, когда завершится непростой период, нельзя, считает докладчик. Необходимо работать над расширением сферы внедрения композитов, улучшать нормативную базу, заниматься проведением испытаний и осваивать забугорные рынки. Сейчас уже есть примеры, когда русские производители выходят на рынки государств не только лишь близкого, да и далекого зарубежья.

Ряд компаний сотрудничает с Русским экспортным центром (РЭЦ), в том числе получает поддержку в виде субсидий. Докладчик призвал смелее учить забугорные рынки, а именно, через роль в выставках.

Представитель Русского экспортного центра Екатерина Удалова, управляющий проекта по клиентской работе, курирующая направления по строительству и стройматериалам, тщательно поведала, какие формы поддержки можно получить от РЭЦ. Другой представитель Центра Александр Орехов, который курирует выставочную деятельность, объяснил, как поощряется роль российских производителей в забугорных выставках. Субсидии могут покрывать транспортные расходы, на аренду и облагораживание экспозиции. К примеру, в сентябре в германском Штутгарте пройдет наикрупнейшая в мире спец выставка Composites Europe/Композит Европа 2019. Русским участникам может быть возвращено до 80% расходов за аренду площадей.

Также, по воззрению устроителей конференции, для русских производителей композитов большой энтузиазм может представлять французская выставка JEC World, которая проходит с 1965 года и является наикрупнейшей в мире. Тем паче что Франция уже проявляет большой энтузиазм к нашему рынку композитных материалов.

Петербургский кластер расширяет способности

Одна из форм для удачного развития композитной отрасли – создание региональных композитных кластеров. Выступая на конференции, Вадим Зазимко, генеральный директор ассоциации «Композитный Кластер Санкт-Петербурга», объяснил, что кластер позволяет аккумулировать усилия в рамках региона, завлекать к решению задач научные учреждения, налаживать сотрудничество с схожими русскими и забугорными объединениями. За период с 2015 года, времени сотворения кластера, петербуржцы наладили контакты с сотрудниками из Татарстана. Посреди забугорных государств – с Финляндией, Эстонией, Кореей и др. По воззрению докладчика, композиты могут отыскать применение в самых различных областях. Так, на данный момент прорабатывается возможность их использования в сельскохозяйственном строительстве, к примеру, при строительстве животноводческих ферм.

В сфере строительства решаются препядствия, связанные с строительством композитных мостов и пешеходных переходов, различных огораживаний, в том числе шумозащитных экранов, созданием опор для линий электропередачи и др. Композиты все обширнее используются для обустройства городской среды – это малые строительные формы, лестницы и т.д.

Старенькым мостам – новое дыхание

Композиционные мосты начали строить в Рф уже больше 10-ка годов назад. Они дороже, чем сооружения из обычных материалов, но при расчетах по итогам актуального цикла оказываются более прибыльными, потому что намного надежнее и дешевле в эксплуатации. Эти свойства композитов позволяют отыскивать новые ниши для их внедрения. Одна из их – реконструкция старенькых жд мостов. Выступая на конференции, Аркадий Ванюхин, начальник конструкторского отдела ООО «Композит Сольюшен» (заходит в группу компаний «Рускомпозит»), сказал о новых разработках, которые позволяют использовать плиты композитного безбаластного мостового полотна (КБМП) для реконструкции пролетных строений мостов ограниченной грузоподъемности. Таких мостов на русских стальных дорогах около 240, они проектировались по нормам 1960-х годов, на их используются, обычно, древесные балки, которые в процессе использования деформируются, требуют нередкой подмены и, не считая того, это горючий материал. Также много претензий и к опорам из железобетона.

Конструкторы из «Композит Сольюшен» вместе с учеными ВНИИЖТ предлагают подменять их на плиты КБМП, которые не сгнивают, не деформируются, огнестойки и служат до 50 лет. Этот новый материал прошел тесты, при которых показал, что способен выдерживать нагрузки в полтора раза огромные, чем классические материалы, более долгое время выдерживает высочайшие температуры при испытаниях на огнестойкость, твердость обеспечивается на уровне железобетонной плиты и т.д. Плиты КБМП принесут РЖД экономию до 20%, к примеру, по сопоставлению с железобетонными. В прошедшем году 1-ые изделия были применены при ремонте 2-ух мостов в Калининградской области, за их поведением ведется наблюдение.

Выступление вызвало большой энтузиазм, у докладчика выпытывали подробности о технологии производства композитного материала, какие непосредственно тесты были приведены. В конечном итоге компании порекомендовали о 50 годах эксплуатации не заявлять, так как, к примеру, по воззрению Валентины Степановой, управляющего лаборатории коррозии и долговечности бетонных и железобетонных конструкций НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, всеохватывающие тесты в полном объеме не были проведены, а означает, компания и себя может подвести, и скомпрометировать неплохой инноваторский материал.

Композиты для бетонов

Собственный доклад Валентина Степанова предназначила дилемме улучшения свойства бетонов за счет внедрения композитов. По ее словам, в 1990-е и 2000-е годы русские строители применяли композитные материалы в малой степени и только на данный момент начали приближаться к тем объемам, которые были в пиковые русские годы. Да и сейчас толика употребления Рф на мировом рынке невысока – 0,5 – 2,0%. На внутреннем рынке объем употребления композиционных материалов, конструкций и изделий из их в строительстве составляет от 3 до 5%. Но потенциал у отрасли большой.

Один из главных видов продукции, где используются композиты, – это арматура: стеклокомпозитная, базальтокомпозитная, углекомпозитная, арамидокомпозитная и комбинированная композитная. Посреди главных преимуществ композитной арматуры: высочайшая крепкость на растяжение – в три–четыре раза выше, чем у металлической; малый удельный вес – в три–четыре раза ниже, чем у металлической; маленький удельный вес упрощает транспортировку и установка; нечувствительность к электрическим полям; стойкость к брутальным средам.

В русское время композитная арматура применялась при строительстве мостовых переходов. Докладчик поведала о мостах, построенных в 70-е годы прошедшего века в различных регионах СССР. Арматура, как демонстрируют исследования мостов, до сего времени накрепко служит, не коррозирует, не деформируется. При всем этом начальное качество композитов тех времен намного уступает современной продукции, к примеру, модуль упругости сейчас намного выше.

В реальный момент принципиальное значение имеет разработка нормативной документации, которая позволяла бы использовать на практике новые материалы и технологии.

- Я являюсь председателем правления Ассоциации организаций по производству и применению композитных материалов и изделий в строительстве «Композитные строй материалы» (АО "КСМ"), – сказала Валентина Степанова. – Члены ассоциации создают широкий диапазон продукции из композитной арматуры – это анкеры, распорные тяги, сетки, гнутые элементы, каркасы. Ассоциация вместе с НИИЖБ занимаются разработкой и утверждением сводов правил, которые бы позволяли использовать их на практике на легитимных основаниях. К примеру, при кладке из кирпича можно использовать диагональные гибкие связи. Они упрощают вес панелей, позволяют избегать мостиков холода, обеспечивают высшую коррозийную и хим устойчивость в щелочной среде, упрощают установка и увеличивают производительность труда. По композитной сетке в этом году в первый раз принят ГОСТ Р «Сетка композитная полимерная для армирования кирпичной кладки. Технические условия». Разработан НИИЖБ им. А.А. Гвоздева АО «НИЦ Строительство», внесен ТК 465.

У композитной сетки огромное будущее. Уложенная в полотно шоссейной дороги, она резко увеличивает эксплуатационные характеристики дорог. К примеру, в 2009 году в Пермском крае было проложено 20 метров дороги с композитной сетью. С того времени их не чинили, и уже уложили сетку в протяжении 20 км. Правда, не многим это нравится, так как увеличиваются сроки от ремонта до ремонта, как тогда осваивать выделяемые средства? Хотя, как увидела докладчик, на сэкономленные средства можно расширять дорожную сеть.

Также есть опыт внедрения композитных материалов при строительстве метро, реконструкции коллекторов, при укреплении фундаментов, устройстве аэродромных полос, пирсов. Проявили свои достоинства и композитные арматурные каркасы для буронабивных свай и колонн. Огромное будущее у внедрения преднапряженной композитной арматуры.

Русский опыт заинтриговал коллег из близкого зарубежья. Так, в НИИЖБ и в ассоциацию КСМ обратились из Киргизии и Узбекистана с просьбой перевести и адаптировать к их условиям нормативные документы. Они выстроили несколько заводов и требуют посодействовать отладить их работу.

Горшок цветочный Ingreen London ø16 h14.5 см v1.6 л пластик голубой жасмин

Горшок цветочный London русского производства изготовлен из пластика шириной 0,2 см и подходящ для использования снутри и снаружи помещений. Контейнер с защитой от ультрафиолета вмещает 1,6 л грунта и позволяет обеспечить расцветающему растению нужный припас воды, предупреждая перелив.

Изделие окрашено в приятный цвет — «голубой жасмин» с глянцевым блеском. Ширина составляет 16 см, высота — 14,5 см, поперечник основания — 8 см.